21.02.23

Северный морской путь: новый этап развития портов Красноярского края

/НИА-КРАСНОЯРСК/. Министерство транспорта РФ предложило запустить пилотные поставки угля по Енисею через Северный морской путь в страны Азии из портов Красноярска и Лесосибирска. Первые поставки грузов по Енисейскому бассейну должны начаться уже в 2023 году.

Такое предложение было озвучено на совещании по вопросам развития инфраструктуры Северного морского пути, в том числе организации регулярных судоходных контейнерных линий и каботажных перевозок под председательством полномочного представителя Президента в ДФО Юрия Трутнева.

«Системным условием реализации большинства проектов в Арктической зоне является развитие Северного морского пути. Северный морской путь позволяет завозить необходимые для строящихся предприятий материалы и конструкции, транспортировать сырье и готовую продукцию – по сути, сшивает российский Север. Стратегической задачей является создание на базе Северного морского пути нового глобального транспортного коридора», – отметил он.

Грузы планируется доставлять по Енисею в арктический порт Дудинка, там перегружать на морские суда и отправлять в страны Юго-Восточной Азии. «Развитие Северного морского пути – это интерес нашего государства. Если у какой-то компании нет финансирования, это не значит, что мы отходим в сторону, мы должны помогать. Поэтому финансово-экономическая модель должна быть общей», – заявил Трутнев.

Федеральные эксперты положительно оценивают эффект реализации данного проекта на развитие территорий. Речные порты могут стать крупными логистическими хабами, что непременно привлечет в регион новых инвесторов, заинтересованных в увеличении экспорта и импорта из азиатских стран. Кроме того, развитие судоходства позволит усовершенствовать транспортную составляющую Красноярского края и открывает новые возможности для реализации комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь», который был запущен по инициативе губернатора Александра Усса.

Главный научный сотрудник Института экономики РАН, доктор экономических наук Олег Сухарев не сомневается, что развитие навигации по Енисею оживит экономику сибирских регионов, а также предложенный транспортный коридор через Красноярский край с выходом на Севморпуть станет стратегическим для экономики страны в целом. «Северный морской путь в планах руководства нашей страны всегда был стратегическим направлением, и здесь я абсолютно поддерживаю власти. И, конечно, хабы в Красноярском крае удобны логистически с точки зрения как речного, так и морского флота. Кроме того, нагружаем этот путь – увеличивается спрос на морские суда и на ледокольный флот. Он у нас и так самый большой в мире, но его надо совершенствовать, строить еще ледоколы и другие суда с учетом специфики перевозки угля, нефти, СПГ, леса и других грузов. И, конечно, на судах совершенно другие масштабы перевозок, чем у РЖД. Поэтому предложение использовать инфраструктуру портов Красноярска, Лесосибирска, Дудинки очень ценно и важно для развития многих отраслей российской экономики», – отметил Сухарев в интервью «Клубу Регионов».

Стоит подчеркнуть, что Александр Усс при управлении регионом уделяет особое внимание развитию транспортной инфраструктуры, в том числе в сфере авиации, речного транспорта.

«Предложенное решение по красноярским портам имеет важное значение для развития всего социально-экономического комплекса и Дальнего Востока, и Сибири, и Арктики, – говорит член комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Новичков. – Это перспективное направление, и ему надо уделять внимание. Данное решение, конечно, укрепит устойчивость экономики как Красноярского края, так и Сибири в целом».

Напомним, ранее в рамках реализации транспортной составляющей «Енисейской Сибири» в Красноярском крае благодаря лоббистским усилиям губернатора Усса досрочно приступили к строительству Высокогорского моста – самого северного на Енисее. Недавно Усс рассказал о завершении монтажа последнего пролета. Как отметил тогда депутат ГД от Красноярского края Виктор Зубарев, новый мост даст импульс развитию всего макрорегиона, где развиваются добыча золота, железной руды и лесная промышленность.