Владивостокская таможня и бизнес-сообщество обсудили алгоритмы передовых технологий
Возможности предварительного декларирования как инструмента ускорения таможенных операций в морском порту обсудили на заседании Совета Владивостокской таможни и лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, сообщила Пресс-служба ДВТУ.
С информацией по этому вопросу выступил начальник отдела таможенных процедур и таможенного контроля Алексей Кузьмин, который отметил, что в рамках реализации положений дорожной карты по совершенствованию таможенного администрирования Владивостокская таможня системно и комплексно решает задачу по сокращению времени нахождения товаров в морском порту, используя преимущества современных технологий.
Уже сейчас оптимизирован ряд таможенных операций, совершаемых при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза, при их помещении на временное хранение, продолжается отладка системы электронного взаимодействия таможенного органа и морского порта.
В частности, таможня тестирует новый комплекс программных средств «Морской порт», призванный автоматизировать таможенные операции при прибытии товаров, сократить время их совершения, обеспечить принятие решений в отношении товаров еще до прибытия этих товаров на территорию Таможенного союза.
Срок между прибытием товаров и совершением таможенных операций по помещению товаров под таможенную процедуру во многом зависит от действий таможенного органа. Сокращение этого периода времени за счет оптимизации технологий является наиболее перспективным направлением по общему сокращению времени нахождения товаров в порту. В течение апреля - декабря 2013 года Владивостокская таможня за счет изменений в системе таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов, схемы движения коносаментов, применения технологии предварительного информирования, представления электронных копий документов сократила этот срок на 63,6% - с 5,5 дней до 2 дней.
Как отметил выступающий, в 2014 году сроки совершения таможенных операций на этапе помещения товаров под таможенные процедуры в среднем составляют 1,9 дня. Резервов по сокращению этих сроков нет, поскольку все операции этого этапа максимально оптимизированы. Однако дальнейшая минимизация сроков по-прежнему актуальна, учитывая возрастающую интенсивность совершения таможенных операций на таможенных постах Владивостокской таможни, которая более чем в 3,5 раза превышает среднюю нагрузку на инспекторский состав по Дальневосточному региону.
Одним из эффективных способов сокращения сроков выпуска товаров, по мнению руководства таможни, является расширение практики предварительного декларирования, которое является одной из составляющих новых рамочных стандартов, внедряемых для существенного сокращения времени на проведение таможенного контроля и, как следствие, сокращения накладных расходов участников внешнеэкономической деятельности и содействия торговле в целом.
Получение предварительной информации о товарах до их представления таможенным органам позволяет заранее определить объекты, подлежащие контролю, выявить возможные "риски", за счет чего сконцентрировать усилия таможенных органов только на том, что необходимо проверять, не задерживая товары, которые не требуют применения различных форм таможенного контроля.
Однако, несмотря на то, что административные барьеры со стороны таможни для использования технологии предварительного декларирования отсутствуют, данная технология все еще не имеет широкого применения в морском пункте пропуска Владивосток. В 2012 году доля предварительных деклараций в среднем составляла 2,6%, в 2013 – 2,1%.
Проведенный анализ, основанный, в том числе на опросах участников ВЭД – членов Совета Владивостокской таможни, показывает, что в регионе деятельности таможенных постов применение общего порядка таможенного декларирования пока позволяет выпустить товар быстрее, нежели чем при применении предварительного декларирования. Такой вывод подтвержден мнением бизнес-сообщества, профессионально занимающегося оказанием услуг в сфере таможенного дела.
Таможня, заинтересованная в эффективном и оперативном контроле грузов, выработала и направила в Дальневосточное таможенное управление перечень предложений, реализация которых сделает порядок предварительного декларирования более удобным для заинтересованных лиц, что приведет к повышению доли предварительных деклараций в общем декларационном массиве «морских» таможен.
Среди них - внесение изменений в информационный продукт, предусматривающих ненаправление уведомления о поступлении товаров на склад временного хранения и обеспечивающих внутри информационной системы таможенных органов максимально быстрое поступление информации о факте прибытия товаров инспектору отдела таможенного оформления и таможенного контроля (во избежание выпуска неприбывшего товара). Как отметил Алексей Кузьмин, до введения обязательного электронного информирования на морском транспорте для этих целей возможно применить механизм запроса (по аналогии с запросом о подтверждении факта нахождения товаров в регионе внешнего таможенного органа при технологии удаленного выпуска).
Подводя итоги обсуждения, начальник таможни Виктор Холичев призвал деловые круги активнее использовать предварительное декларирование – технологию, обязательное использование которой поэтапно вводится на различных видах транспорта – автомобильном, железнодорожном и морском. Применение предварительного декларирования на морском транспорте – вопрос времени и технического усовершенствования существующих информационных алгоритмов. Сократив с его помощью время выпуска товаров, мы добьемся оптимального варианта взаимодействия и тем самым увеличим товарооборот владивостокских портов и их коммерческую привлекательность для российских и иностранных компаний.
VCH.RU